Коллективность как форма совместимости человеческого бытия
Основы современной философии / Философские проблемы личности / Коллективность как форма совместимости человеческого бытия
Страница 1

Человеческое общество представляет собой невероятно сложную систему институтов, которые и производят необходимый для функционирования общества тип личности, и, с одной стороны, являются продуктом деятельности людей, с другой — существуют независимо от воли и сознания конкретных индивидов.

Формы человеческой коллективности изменялись в истории, различны в разных культурах, зависят от индивидуального сознания и поведения. Следует выделить несколько взаимозависимых уровней форм коллективности, в которые включена конкретная личность. Во-первых, это формы коллективной жизни, в которые мы включены независимо от нашего желания: семья, этнос, государство; во-вторых, это не прямые, а косвенные формы коллективности, задающие общий тон нашей деятельности и сознанию: принадлежность к определенному полу, возрастной группе, социокультурному страту; в-третьих, это формы коллективности, принадлежность к которым определяется нашим выбором: профессиональная общность, круг знакомых и пр. Можно утверждать, что содержание жизни человека определено его социальными и межличностными коммуникациями, и, следовательно, коллективность является столь же существенной характеристикой человека, как двойственность его природы и неполнота. Анализируя основные формы человеческой коллективности, можно отметить различие их функций и динамику развития в пространстве культур и историческом времени.

Семья — малая группа, построенная на кровном родстве и браке, являющаяся первичным и элементарным общественным институтом. Семья соединяет людей практически по всем параметрам, созданным обществом для других форм коллективности. В семье присутствуют экономические, социальные, кровнородственные, юридические, духовные и другие отношения. В конце XX в. в ряде стран заговорили о распаде семьи как общественного института, что угрожало самому существованию человека. Но оказалось, что человечество пытается культивировать новые и разнообразные формы семьи. Так, например, наряду с существующими гражданским и церковным браком в некоторых странах Западной Европы возникли такие формы как самбо, сербо и др., связанные с имущественными отношениями и правами супругов в семье. Важно отметить, что при ослаблении экономических и правовых основ брака и семьи особую значимость приобретает потребность людей в совместной жизни, в близости, в любви, в общении и понимании. При всей спорности взглядов на семью, можно констатировать, что социум не отказывается от этой древнейшей формы коллективности, наоборот, создает дополнительные социально-экономические гарантии ее существования.

Государство — дальнейший шаг на пути развития социальных общностей. Первые государства возникли в III тыс. до н. э. Государство — это такая форма коллективной жизни, в которой кровнородственные отношения заменяются социально-экономическими связями, что приводит к радикальному изменению человека. Государство создает новую коллективную дисциплину и порядок, при которых большие группы людей действуют согласованно. Государство же создает и специальные репрессивные институты, поддерживающие этот порядок, тем самым культивируя и особые формы коллективности, выражающиеся в общем подчинении или общей оппозиции, заново ставя перед личностью проблему свободы и ответственности.

Этнос может быть реальной формой коллективности в том случае, если он совпадает с политической общностью (в Армении живут армяне) или если люди одной национальности создают специальные институты жизни — армянская диаспора в Америке. В остальном, этнос скорее косвенная форма коллективности, поскольку принадлежность к определенной национальной культуре проявляется в индивидуальной психике и поведении, в образе жизни, в традициях и ритуалах.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...