Оправдание несовершенства. История Иисуса Христа
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философия личности Л. Карсавина / Оправдание несовершенства. История Иисуса Христа
Страница 2

Такое представление о бессмертии, о грядущей жизни, о "рае" есть не что иное, как воплощение требования Ивана Карамазова о сохранении всего, что есть в земной жизни, даже слезинки ребенка и злодеяния злодея - об их сохранении и восполнении (но не уничтожении!): восполнении смерти воскресением, страдания наслаждением, преступления наказанием, зла добром.

Таким образом, уже в первых философских трудах Карсавина мы находим парадоксальную концепцию Абсолюта, в которой Абсолют понимается как своего рода восполнение несовершенства, или, более конкретно (учитывая упомянутое выше тождество Адама Кадмона и отдельной личности), - как несовершенная человеческая личность, мистически воспринимающая свое всевременное всеединство (т. е. свое тождество с миром) и устремленная к идеально осознаваемому ею совершенству. В последующих, наиболее известных работах философа (в книгах "Философия истории", "О началах" и "О личности") происходит дальнейшее развитие и уточнение этой оригинальной концепции. Однако наряду с этим в них нарастает и основное противоречие философии Карсавина, не вполне заметное в его ранних сочинениях. Оно связано с постоянным стремлением Карсавина продемонстрировать полное согласие своих взглядов с православной догматикой. Поскольку указанная концепция Абсолюта при ее последовательном развитии не может соответствовать этому стремлению, ему приходится искусственным образом совмещать ее с традиционным представлением об Абсолюте, исключающем несовершенство, пребывающем "выше бытия и небытия" и никоим образом не совпадающем с человеческой личностью. Особенно резко противоречие этих двух подходов к Абсолюту выступает в книге "О началах"; в то же время в двух других книгах определяющую роль все-таки играет обозначенная недогматическая концепция. В конечном счете именно она является самым важным элементом системы идей Карсавина, и именно на ее основе Карсавину удалось построить одну из самых оригинальных метафизических конструкций в философии XX в.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные основания мира, природы и человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...