Космизм
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Космизм / Космизм

Понятие "космизм" вошло сравнительно недавно в научный и повседневный лексикон и даже стало в некотором роде модным. Между тем оно употреблялось и раньше. Так, в своих воспоминаниях А. Л. Чижевский, рассказывая о встрече с поэтом В. Я. Брюсовым, приводит следующее высказывание последнего о К. Э. Циолковском. "Поистине только русский ум мог поставить такую грандиозную задачу - заселить человечеством Вселенную, - восторгался Валерий Яковлевич. - Космизм! Каково! Никто до Циолковского не мыслил такими космическими масштабами!"

Современные успехи космонавтики, рост всеобщего интереса к достижениям научно-технического прогресса способствовали наполнению данного понятия объективным содержанием. Под космизмом ныне понимается соотнесение познавательной и созидательной деятельности человека с космической реальностью, учет влияния внеземных факторов на земные процессы и признание закономерной неизбежности распространения цивилизации за пределы "колыбели разума", как называл нашу планету К. Э. Циолковский.

Космизм - это и специфическое мировосприятие, мироощущение, заключающееся в осознании органического единства всего во всем, и целесообразная общественно-политическая деятельность, осуществляемая в общепланетарных масштабах или же выходящая за ограниченные земные рамки в мировое пространство. Иными словами, это новое качество научного мировосприятия и практического отношения человека к миру.

Различают религиозно-философский и естественно-научный космизм. Под первым подразумевают взаимосвязь человека с мифологизируемым космосом, с безличным или персонифицируемым богом, под вторым - рассмотрение всего сущего на Земле в прямой или опосредствованной связи с физическим космосом.

Основоположниками современного естественно-научного космизма, под знаком которого мировая наука вступает в третье тысячелетие, называют К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского и А. Л. Чижевского. В первую очередь им мы обязаны целостным представлением природного единства нашей планеты с космосом, а также пониманием космической роли человечества, необходимо соотносимой с динамикой внешних физических сил.

Смотрите также

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...